Фрагмент из книги Уроки чистописания по квадратной сетке. — Киев : Ф.А. Иогансон, 1890. Книга доступна в РГБ https://dlib.rsl.ru/viewer/01003659059#?page=3, в квадратных скобках указаны страницы.

Итак практика привела меня к убежденно, что чистописанию следовало бы учить по квадратной сетке. К тому же привело меня и дальнейшее чтение сочинений и статей, относящихся к преподавание чистописания. Случайно мне пришлось ознакомиться с трудами Берлина и Рембольдта, которые исследовали, почему, когда письмо перешло в скоропись, буквы приняли наклонное положение, и, исследовав дело, доказали, что причина наклона заключается в стремлении пишущего, дабы толстая черты букв выходили перпендикулярно к переднему краю стола и, в то же время к передней поверхности пишущего. Это имеете большое физиологическое значение. При быстром движении важную роль играете измерительная работа, т. е. величина букв, их форма, направлена штрихов и т. д. При такой сложной работе нужна руководящая нить. Она и дается в том, что, при наклонном письме и обычном косвенном положении тетради, толстая черты букв приходятся перпендикулярными к краю стола или к передней поверхности тела пишущего.

По собранным статистическим данным, Берлин и Рембольдт выяснили, что у 95% пишущих толстые черты являются перпендикулярными к краю стола, а у 5% — волосные. Значить, косвенное направление букв обусловливается интересами зрительных представлений. Другую причину представляем относительная экономя работы.

Наиболее удобное и наименее утомительное положение и движение руки при письме — есть общепринятое. Если рука занимаете такое положение и пальцы ее сгибаются и разгибаются, то их движение как раз совпадаете с обычным косым направлением букв, Следовательно, косое письмо обусловливается и психологическими требованием зрительного мышления, и физиологическим интересом движения руки. Косое письмо — безусловно, значить, необходимое по требованию психофизиологических причин, — будет правильным, только

  •  а) при правильном положении тела пишущего, которое, в свою очередь, должно быть
  • б) обусловлено правильным устройством скамей. Вот эти положения
    • 1) положение пишущего должно быть таково, чтобы обе половины тела занимали симметрическое положение относительно стола;
    • 2) обе руки тоже должны занимать симметрическое положение;
    • 3) приближение стола к сидению должно быть таково, чтобы пишущему не было необходимости выходить из строго вертикального положения;
    • 4) должна на существовать точка опоры сзади сиденья, чтобы при усталости спинной мускулатуры была поддержка сзади;
    • 5) высота стола должна быть такова, чтобы ноги достигали пола или подножки, так как при таких условиях, мускулатура ног не будете находиться в напряжении, и ноги не будут уставать. 

— Но где же в наших учебных заведениях так устроены скамьи, чтобы удовлетворяли этим требованиям? Почти нигде. Следовательно, чтобы помочь ученикам в усвоении себе правильного косого письма, нужно прибегнуть к квадратной сетке. Как бы ученик ни сидел, как бы ни держал тетрадь (по правилам —углом против груди: таково правильное положение), он, ученик, пиша по квадратной сетке, вынужден писать правильно: из одного угла квадрата в другой и с верхней половины второю квадрата на нижнюю половину первого.— Вот и все основания письма но квадратной сетке. Мне кажется, что квадратная сетка вполне поможете выработка хорошего почерка.

Уроки чистописания по квадратной сетке

… Свой способ преподавания письма по квадратной сетке я показывал одному очень авторитетному лицу. Он нашел вое такие недостатки в моем письме: 1) некоторые из букв некрасивы и неправильны, напр. Н и Ю, так как средняя соединительная черта не горизонтальна, а наклонна; 2) в прописных буквах нее свободного росчерка пламевидных придатков, которые придают красоту этим буквам; 3) квадратная сетка ничего существенного не представляет, так как и без нее на уроках чистописания принимается обыкновенно тот же наклон; большего наклона никто, кажется, но делает, а нисколько меньший не вредит красоте букв. И только. — Против этих замечаний я возразил: а) средняя соединительная в Н и Ю и должна быть наклонна — таково движете руки пишущего, по физиологической причине, так как такое движете руки должно быть обязательно; б) при обучении нужно заботиться не о красоте букв и размахах прописных букв, а о правильности начертаний, которое должно стать делом привычки, почти механизма руки, и в) в защиту квадратной сетки я прибавил еще то, что она может быть полезна не только ученикам, даже учителю, так как дает ему возможность правильно писать буквы и слова для образца ученикам (но крайней мере я только при помощи сетки в начале мог писать красиво). На том я и окончил свои возражения. Мне кажется, что только практика преподавания письма но квадратной сетке может окончательно решить этот вопрос.

Закрыть меню
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться