По-моему, читатели 187-й страницы Каллиграфии Проненко должны разделиться на три группы «тех, кто»:

  1. закрыли книгу и пошли записываться на курсы;
  2. закрыли книгу и пошли куда-нибудь подальше от каллиграфии с разной скоростью поспешания;
  3. взяли лист бумаги и поставили перо перпендикулярно.

Тема сложная, поэтому привожу оба текста. Дмитрий Ильич немного переработал упражнения Леонида Ивановича и дал схемы поворота пера. Смотрите оба описания, но больше схемы и крутите пером.

Петровский Д.И.

Петровский Д.И. Зримый глагол. Книга 3. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. С. 62-63
Петровский Д.И. Зримый глагол. Книга 3. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. С. 62-63


I. Ведение по вертикали с одновременным вращением

  1. Ведение пера по вертикали. От пунктирной линии одновременно с плавным поворотом пера а) симметрично относительно вертикальной оси ведения; 6) дополнительно как бы смещая наплыв от оси ведения влево и вправо.
  2. Увеличение ширины штриха в одну сторону (как только что в б) или симметрично относительно вертикали, но начиная равномерно поворачивать перо с 90° на 0° (горизонтальное положение относительно строки) с самого начала ведения вниз.
  3. Обратное вращение пера от 0° к 90°.
  4. Вращение от 0° к острому углу и возвращение к 0°.
  5. Вращение от острого угла к 0° и обратно к острому а) симметрично относительно оси ведения; б) смещая наплыв влево или вправо.

II. Применение приема, который Леонид Иванович называет «чернильным клином».

Это состояние пера при достаточном количестве краски в тушедержателе и ее хорошей текучести, когда вы нажимаете на один угол пера, а второй едва заметно приподнимаете над поверхностью бумаги, следя за тем, чтобы не разорвать образовываемую борьбой сил натяжения жидкости и сил смачивания «рисующую каплю» (её-то и называет Л.И. «чернильным клином»).

  1. От острого угла к нулевому, но не утолщая линию, постепенно приподнимая правый уголок (Л.И. поднимал левый).
  2. От нулевого к острому, но не поворачивая, а постепенно отрывая от пунктирной линии правый уголок.
  3. То же, но постепенно отрывая левый.
  4. Разные переходы от основного к соединительному штриху при плавном (а) и резком (б) переводе пера на левый или правый уголок. Дополнительный нюанс в виде эффектного хвостового завершения дает резкий отрыв пера от поверхности бумаги.
  5. Движение от нулевого угла с очень медленным (гораздо медленнее поступательного движения) отрывом правого уголка.

(Далее следуют дополнительные манипуляции от автора книги [Д.И. Петровского]).

III. Верхние правонаправленные клювовидные завершения

Ведя перо близко к горизонтали, необходимо с сильным нажимом перевести его на левый уголок, приподнимая правый и смещая перо по дуге в низ. Здесь также работает «чернильный клин». Разные по эластичности перья даже при одинаковом наполнении тешедержателя ведут себя по-разному. Некоторые позволяют буквально ограничиться описанным алгоритмом, полностью полностью заливая «клюв» самостоятельно. Но обычно необходимо дорисовать тем же левым уголком вертикальную засечку вверх, а при необходимости — «дозалить» незакрашенный кусочек. Рядом показаны примеры употребления подобной манипуляции. Иногда после подобного процесса перо при проведении следующего обычного штриха «стреляет», брызгая на работу+, вследствие застревания щечек в положении друг на друга в верхней части расщепа. Пред ответственной работой сначала испытайте «норов» пера, в случае чего — после клюва поправляйте его на черновике.

IV. Верхние и нижние левонанравленные и нижние правонаправленные клювовидные завершения.

  1. Как бы «расписав» перо по диагонали при мерно в 60°, ведем его вправо, поворачивая на угол 0° .
  2. Ставим перо под углом примерно 60° влево и, нажимая на левый уголок и приподнимая правый, примерно на полширины-ширину пера, смещаем его вниз под тем же углом, одновременно вращая перо вокруг опорного левого уголка вправо до примерно нулевого угла. Тогда перо «проскальзывая» над бумагой, дает нам сверху необходимую вогнутую, а не выпуклую вверх дугу. Ч.т.д.
  3. Наконец, «лыжа» на опоре буквы Е или хвосте Сс, е. Держа перо плашмя к поверхности бумаги, поворачиваем его в процессе ведения вправо на угол примерно в 60′.

Проненко Л. И.

Когда основы каллиграфии усвоены, обязательно нужно познакомиться с особыми приемами манипулирования инструментом <…>

Упражнение на углы поворота плоского пера. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. Москва, 1990. С. 187-188]
Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. Москва, 1990. С. 187-188

I. Одновременность поступательного и вращательного движения инструмента

1. Вращение пера от острого угла письма к нулевому (плоскому): 
а) воображаемая ось штриха проходит через его середину (начав вращение пера от точки А, получим двустороннюю засечку); 
б) дна из сторон штриха ориентируется по вертикали (начав вращение пера от точки А, получим одностороннюю засечку).

2. Плавное увеличение длины штриха ширина штриха.

3. Вращение пера от нулевого угла письма к острому и далее.

4. Плавный переход пера от нулевого угла к острому в середине штриха и опять к нулевому в завершении.

5. Повторение манипуляций предыдущего пункта, но в обратной последовательности (от острого угла к нулевому и снова к острому).

Манипулируя, ручку держите почти перпендикулярно к плоскости листа, вращая ее указательным и большим пальцем или указательным средним и большим

II. Применение чернильного клина 

Чернильным клином я называю треугольник жидкой краски, образуемый между бумагой и рабочей поверхностью пера, когда его угол приподнят. Поднимая или опуская край пера, то есть уменьшая или увеличивает чернильный клин можно изменить толщину и угол завершение штриха, если в тушедержателе поддерживается необходимое количество краски и она достаточно текучая.

  1. Перевод штриха от острого угла письма к нулевому. Начиная с точки А, приподнимайте левый угол пера, одновременно продолжая движение вниз, пока правый угол не достигнет нижней линии в строке. Старайтесь положить в краску так чтобы завершить штрих строго горизонтально.

2. Перевод штриха от нулевого угла письма к острому. Начиная с точки А, включите в работу чернильный клин, приподнимая правый угол пера.

3. Перевод штриха от нулевого угла письма к тупому. Начиная с точки А, предпринимайте и левый угол пера, пока правый не достигнет линии строки.

Во всех рассмотренных примерах скорость поступательного и вращательного движения, начиная с момента включения чернильного клина, примерно одинакова.

4. Соединительные штрихи. Интересные нюансы при переходе основного штриха в соединительный получают, переводя перо плавно (а) или резко (б) на левый или правый угол.

5. Выполнение штриха с постепенным утоньшение или утолщением. Движение начинается одновременно с включением чернильного клина. Скорость поступательного движения пера значительно превышает его вращательную скорость.

Здесь показаны самые характерные и для большей наглядности утрированные виды штрихов. Виртуозы управляют пером изощреннее и тоньше. Хорошо усвоив правила игры и набив руку, вы найдете свои комбинации приемов и перейдете к творческим решениям.

Закрыть меню
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться