Древнейшее славянское письмо было уставным. Для этого стиля характерны стремление к симметрии, вписанность буквы в геометрическую форму. При этом разница между шириной букв может сильно отличаться. Это придает уставу строгий, но не монотонный вид. Писать хорошо кириллицу, не пройдя школу устава весьма затруднительно. Многие удачные современные эксперименты основаны на этом типе письма.

Инструменты и материалы

В уставе много тонких элементов — его нужно, практически рисовать, поэтому материалы должны быть качественными. Чернила не хуже Pelikan 4001, бумага к ним желательна класса А+ (мне нравится IQ Premium), с натяжкой А — Ballet Brilliant и подобные. Тушь Гамма тоже хорошо справляется и, практически, на любой бумаге даёт хорошую линию.

Большинство образцов устава написаны пером от 1 до 2,5 мм. Однако новичкам я бы советовала прописать буквы сначала большим пером 4-6 мм, чтобы хорошо прочувствовать форму. Затем перейти на основной размер.

Легче всего писать устав Hiro Tape, замечательный результат даёт Speedball C, но это предельно сложное перо. Синий или Зелёный Pilot Parallel Pen хорошо подойдёт для первого этапа, когда буква прописывается крупно. Более дешевый способ усвоить форму — это зарисовать букву или прописать сдвоенным карандашом.

Высота букв устава 3-4 пера, наклон 0 градусов. Настройки для сетки в генераторе Ruled Calligraphy Paper (подробнее о сетках смотрите в статье Сетки и разлиновки для каллиграфии). В первой графе укажите размер своего пера. Остальные параметры те же. Если не хотите слишком мелкую сетку, поставьте 3 или 4 везде, где стоит 1. Буква в 3 пера будет более приземистой, чем в 4.

Настройки универсальной сетки для устава
Сетка с шагом в одно перо 2 мм.

Разминка

Я бы не рекомендовала устав совсем новичкам. Здесь нужны навыки рисования пером или просто рисования. Хороший тест на готовность к уставу — упражнение на углы поворота плоского пера. Если Вы всё это можете, то устав Вас ждёт. Если нет, нужно ещё потренироваться — начать с орнаментов, затем вернуться к упражнениям. Всё обязательно получится через пару листов.

Таранов Н.Н. Методические указания по выполнению практических работ по курсу «Искусство шрифта». Волгоград, 2005. С. 8

Образцы для копирования

На первый взгляд, проще копировать шрифт из готового пособия. Там уже указаны дукты, даны размеры и наклон пера, описаны инструменты — бери и делай.

Чобитько П.П. Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь.
Чобитько П.П. Азбуковник древнерусского письма

Мне известно три пособия, содержащие описания устава:

  1. Чобитько П.П. «Азбуковник древнерусского письма»;
  2. Петровский Д.И. «Зримый глагол». Книга 3. «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером»; Тот же тип устава в лекции «Устав» цикла «Древнерусское письмо«;
  3. Мастер-Класс, каллиграфия с Джемс-Леви Д. Ю. 2016 г.

Все работы созданы на основе устава Остромирова Еванглия и если посмотреть оригинал, то видно насколько отличаются шрифты у каждого мастера. Поэтому, мне кажется, самое лучшее — это посмотреть дукты у мастеров, а копировать всё-таки рукопись. Недостатка в них сейчас нет.

Нам доступны невиданные сокровища: Супрасльская рукопись, Остромирово Еванглие, Мстиславово Евангелие, Пантелеймоново Евангелие, Киевская Псалтырь, Евангелие Хитрово и другие. Вы можете взять любою рукопись 11-14 веков — она будет уставная.

Где брать? Доступны оцифрованные экземпляры собраний РНБ, РГБ, РГДА, огромная коллекция Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, некоторые рукописи ГИМ, рукописные книги портала НЭБ.

Основные сведения об уставе с вариантами начертаний букв прекрасно изложены в пособии по палеографии Карского Е.Ф. Славянская кирилловская палеография.

При копировании шрифта важно понимать, что у писца были другие инструменты. Обычно писали гусиным пером или каламом — деревянной палочкой. Наши перья однозначно лучше калама и жестче гусиного пера, дают более высокую точность штриха. Богатый выбор размера инструментов позволяет использовать другие дукты при общем сохранении формы.

Выбирая рукопись, обращайте внимание на технику написания. Очень характерная буква для такого анализа М. По толщине центральной дуги относительно ножек видно ширину пера и использовал ли писец один штрих или несколько. Последний способ открыт недавно Олегом Мацуевым и Марией Скопиной и описан в статье «О двух техниках древнерусской каллиграфии«.

Алфавит

Самые лучшие результаты мне дала система работы по славянскому букварю. Их довольно много, но самый полный — Букварь Кариона Истомина 1696. Книга написана классическим полууставом, содержит азбуку в нескольких размерах, слоги, слова с титлами и большое количество текстов, некоторые из них продублированы в конце скорописью.

Славянская азбука. Произношение смотрите здесь

На данном этапе нам нужен только алфавит. Берём порядок букв из азбуки, но формы из пособия или выбранной рукописи.

П.П.Чобитько рекомендует прописывать буквы не менее 60 раз. Пером шириной 2 мм — это, примерно, лист А5. П.А.Семченко считает, что если буква без изменений повторена 5 раз, то она усвоена. Оба правила можно выразить схемой 60+5.

Здесь важно не халтурить и не ударяться в перфекционизм. Даже если буква получится сразу, всё равно пропишите 60 раз — узнаете много нового. Но и не бейтесь неделями над одной буквой, не получается совсем идеально — отложите, впереди еще много упражнений, к тому же в сочетаниях с другими буквами всё будет немного по-другому. Приоритетная задача данного этапа — загнать дукты в моторику.

Легче прописывать буквы не по алфавиту, а по сходству начертаний — от простого к сложному, примерно как в пособии Виллу Тоотса.

  • Буквы 1-й группы состоят только из вертикальных и горизонтальных штрихов — i п ш г т ц щ
  • Буквы 2-й группы состоят из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий — и н м ѵ у х л д ѧ ѫ
  • В буквах 3-й группы прямые штрихи соединяются с округлыми — б в к а ꙗ ч ы ъ ь ѣ ѱ ж
  • 4-й группа состоит из букв с круглыми элементами — о ѻ е є ѳ ю р ф ѡ ѿ ѽ з s ѯ ꙋ

Данный способ неудобен тем, что в зависимости от написания некоторые буквы могут переходить из группы в группу. И трудно сказать какая группа сложнее, в каждой есть буква или элемент, который доставит немалые трудности.

По большому счету, не важно в каком порядке тренировать алфавит — главное, придерживаться хоть какой-то системы. Самоучек пинать некому. У нас есть только любовь и трекеры привычек.

Если буквы танцуют, то посмотрите как ориентирован лист. Возможно, его угол наклона также танцует. Правильный наклон буквы (в уставе он 0 градусов) можно соблюсти следующим способом:

Рука работает как рычаг, кисть свободна, не выворачивается, перо держим легко. Буква, которую пишем должна находится точно перед глазами — рука не должна за ней тянуться. Найдя такое положение, заметьте как сориентирован лист, запомните это положение и сдвигайте аккуратно, соблюдая угол наклона листа и направление взгляда.

Этап можно считать завершенным, когда каждая буква прописана 60+5.

Я не люблю финалки, но горячо их всем рекомендую 🙂 В конце можно дать себе волю и поиграться с инструментами, создавая композиции из отдельных букв. Красиво написанный алфавит украсит любую стену.

Слоги

Далее тренируем слоги. В Букваре Кариона Истомина они на стр. 12-22. Предварительно нужно выяснить каков интервал между буквами в выбранной рукописи. Обычно он равен ширине штриха. И здесь важно понимать что есть межбуквенное пространство.

Альбом Speedball textbook

На иллюстрации хорошо видно разницу между механическим и оптическим межбуквенным пространством. Если мы механически будем оставлять расстояние равное букве i между буквами, как в mechanical SPACING, ничего красивого не получится. Необходимо учитывать, что буквы овальные и с наклонными штрихами имеют дополнительные пустоты, которые прибавляют белому «вес». Поэтому расстояние нужно измерять как в слове LOOK и optical SPACING, мысленно проводя штрих как бы за буквами. Правильное межбуквенное пространство — это по сути равный вес белого между буквами.

Изучили, померили, соотнесли со своим инструментом. Тренируем.

Чтобы не смотреть все время в книжку, можно просто понять схему, данную в Букваре. Берем гласные по порядку алфавита и добавляем к ним согласные. То есть прописываем сначала «а» в паре со всеми согласными: аб ав аг и так пока согласные не закончатся. Затем «е» со всеми согласными: еб ев ег и т.д. Кстати, не стоит забывать про дублетные буквы — в уставе две «е» — узкое и широкое. Трехсложные сочетания можно посмотреть в Букваре или сочинить самостоятельно из особо капризных букв.

Я пишу по строке (А4, ландшафт) каждое сочетание. Если не получается, то по несколько строк. Даже если все формы заучены и прекрасно воспроизводились на прошлом этапе, оказавшись в соседстве буквы начнут капризничать и плохо себя вести. Следить за интервалом будет все равно трудно, но это приоритетная задача.

К концу этого этапа Вас ждёт прекрасный подарок — чувство лёгкого пера.

Надстрочных знаки

На странице 20 Букваря начинаются слова. И все они с ударениями. Поэтому пора немного коснуться теории.

В церковнославянском языке употребляются три типа ударения, и придыхание.

Ударения бывают: острое ( ́), тяжелое ( ̀) и облеченное ( ̑). Острое ударение ставится над гласной в начале или середине слова: а҆на́нїѧ, а҆́гг҃лъ. Тяжелое — над гласной в конце слова: распнѝ є҆го̀. Есть некоторые исключения. Облеченное ударение ставится над падежами двойственного и множественного числа, сходными с падежами единственного, напр.: ра́бъ единственного числа и ра̑бъ множественного.
Если слово начинается с гласной (её можно спеть), то над первой буквой всегда ставится придыхание: ѻ҆ц҃ъ, и҆мѣ́нїе. Придыхание может стоять вместе с ударением, острым или тяжелым: ( ҆́) исо и ( ҆̀) апостроф: ꙗ҆̀кѡ, ѧ҆̀.

Подробнее смотрите в Грамматике иеромонаха Алипия (Гамановича).

Замечу, что данные правила не распространяются на уставные рукописи. Что порождает некоторые проблемы копирования.

Как копировать

Букварь Кариона Истомина и Грамматика о. Алипия относится к традиции, сложившейся при Московском печатном дворе в XVI-XVII вв. Это на пару столетий позже нижней датировки наших уставных образов. Возникает законный вопрос: как прописывать шрифты, если рукопись и пособие различаются?

Думаю, фактическая разница будет небольшой. Наиболее частотное изменение — это написание буквы «у»:

  • В древних рукописях она представлена горизонтальным диграфом (оу);
  • в церковнославянских — вертикальным (ꙋ), но оу тоже встречается;
  • в современных — у.

Тренировать «хвостатый ук» или нет — зависит исключительно от задачи:

  • Если есть запрос на современную адаптацию кириллического шрифта, можно обойтись обычным «у».
  • Если нужна копия, то копируем всё, вплоть до знаков. Например, в древних рукописях придыхание часто имело вид точки, а не запятушки, как в Букваре.
  • Если собираемся писать грамотные тексты на церковнославянском, учим оный и сверяемся с образцами. Благо, сейчас для этого есть все возможности, например, https://ruscorpora.ru/new/search-orthlib.html

Азъ, буки, веди

Алфавит на стр. 21 просто просится стать финальной работой. Если есть доступ к Каллиграфест 2020 можно покреативить с росчерками Ольги Варлаамовой. Компоновку фраз лучше отложить, но украсить имена букв лихими сабельками мы заслужили. На черной бумаге белой гуашью, да кистью 😍

Слова с титлами

Тем, кто никогда не сталкивался с церковнославянским весьма полезный раздел «Слова с титлами» может оказаться несколько непонятным.

Слова с сакральным значением здесь намеренно сокращаются или пишутся с пропуском букв, вместо которых над словом ставится или простой знак ( ҃), или дуга, под которой пишется одна из пропущенных букв ( ⷭ҇). Такие знаки называются титлами.

Первый знак называется «простым титлом», второй — «буквенным титлом». Чаще всего под титлом пишут: с, г, д, о, р. Такие титла называются в соответствии с буквой: «слово-титло», «глагол-титло», «добро-титло», «он-титло», «рцы-титло».

Хорошее упражнение: написав слово с титлом, прописать его раскрытый вариант, например: а҆́гг҃лъ — а҆́нгелъ, а҆́гг҃льски — а҆́нгельски.

Такое упражнение уже похоже на текст, поэтому здесь снова нужно обратится к рукописи и изучить межстрочный интервал. Сколько ширин пера занимает промежуток между строками. Обычно, полтора-два.
В вопросе интервала между словами на рукопись ориентироваться сложно — делений на слова нет. Но можно отметить для себя расстояние между концом и началом фразы. В шрифтах оно обычно равно букве. Поскольку устав в этом отношении не моноширен, то выбор расстояния довольно разнообразен. Можно взять за образец букву «и». С другой стороны, к этому времени у Вас уже будет свой почерк, и отмерить приглянувшееся пространство как-нибудь сможете.

Та дам!

Вы знаете всё, осталось закрепить знания практикой. Самое время пописать фразы. В принципе, здесь уже можно отойти от Букваря и обратится к церковнославянский источникам с выверенной орфографией, чтобы ненароком не закрепить в моторике устаревшую форму.

Очень советую притчи Сираха и Соломона — достаточно мудрые, чтобы быть краткими.

Здесь самое время вернуться к росчеркам Ольги Варлаамовой и вспомнить, что «кириллица любит нас!» Впрочем, италик тоже — там достаточно интересные росчерки.

Текст

Традиционный кириллический текст без буквицы и заставки не опознается. Утрирую, конечно, но что-то в этом есть. Разговор об орнаментах отдельный, а про буквицы всё прекрасно показано в мастер-классе. Пособие здесь.

Закрыть меню
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться