Основы изучения ширококонечного пера с Виллу Тоотсом
Книга Виллу Тоотса попала ко мне через несколько месяцев изучения плоского пера. Полистала, вроде бы всё по делу, но вот образцы страшно не понравились. А копировать то, что страшно не нравится довольно затруднительно. Забросила. Как же я жалею об этом. Предлагаю учесть мои ошибки и прочитать несколько страниц этого невероятно полезного пособия самым внимательным образом.
Внимательное чтение подразумевает чтение критическое. Проблема в том, что начинающим всё ново, осмыслить же подобные пособия можно только в ходе практики. Поэтому, возможно, кому-то пригодятся мои заметки за чертой.
Содержание
Перья
Всё, что касается перьев обладатели Parallel Pen могут опустить. Там другие проблемы, для решения которых актуальны статьи:
ЧЕМ ЗАПРАВИТЬ PILOT PARALLEL PEN?
КАКОЙ PARALLEL PEN КУПИТЬ НОВИЧКУ?
СТАРТОВЫЙ НАБОР ДЛЯ PILOT PARALLEL PEN
Ширококонечное перо (типа рондо, ато) отличается от перьев других типов тем, что толщина его штриха зависит от угла наклона пера. Это позволяет разнообразить формы шрифта. Ширококонечным пером удобно писать как округлые буквы, так и буквы угловатой формы.
Рондо похоже на SpeedBall — плоское перо с несъёмным тушедержателем.
Для написания простейших и крупных букв можно употреблять и обычные плакатные перья.
Ширококонечное перо имеет обыкновенно правосторонний срез; перья с прямым срезом применяются реже. Перьями с левосторонним срезом пользуются левши.

1 — перо с левосторонним срезом; 2 — перо с прямым срезом; 3 — перо с правосторонним срезом; 4 — перо с сильным левосторонним срезом для левши
Сейчас большой выбор перьев. 1, 3 трудно достать. Выпускают Speedball, Brause и William Mitchell. Самые доступные:
2. Manuscript Round Hand (Leonardt). Дешевое перо, мягкое, бывает некачественное, но заметит это только профессионал. Для упражнений из статьи его вполне хватит. Плакатные перья — хороший новичковый вариант.
3. Leonardt 70 (tape), в магазинах их часто позиционируют как перья для орнамента, но это одно из лучших перьев. Достаточно жесткое, чтобы справился новичок. Тушедержатель съёмный, что тоже удобно. Speedball — Очень мягкие, с тремя расщепами — не для новичков.
В розницу — эти перья будут дешевле, чем в наборах на 30-50%.
После работы перо протирают мягкой тряпочкой; соскабливать присохшую тушь ножом не следует, перо от этого портится.
Варианты: туалетная бумага, спиртовые салфетки; зубная щётка с мылом, в трудных случаях — с зубной пастой.
В результате износа углы металлического пера округляются, не дают больше четких штрихов и волосных линий. Затупившееся перо можно осторожно подточить с боков на точильном камне или обыкновенном мелкозернистом бруске.
Мягкие плоские перья могут также стрелять чернилами при выполнении сложный засечек. Не лечиться. Можно только уменьшить повреждения, подкладывая бумагу туда, куда стреляет.
Поверхность для письма
Работать шрифтовыми перьями лучше на пюпитре с наклоном, а не на обычном столе. Пюпитр позволяет принять более удобную позу, обеспечивает равное расстояние между глазом и всеми строками текста; при этом создается такой наклон пера к бумаге, чтобы краска не стекала с пера слишком быстро. После каждой строки бумага на пюпитре сдвигается кверху, при этом рука и глаз художника сохраняют постоянное положение по отношению к тексту. Непременно нужно подложить под руку чистый лист бумаги, чтобы рукой не загрязнить бумагу оригинала.
От Parallel Pen на конторке натёк в конце штриха в два раза меньше. С точки зрения физики всё логично, у пера почти нет наклона, чернила стекают медленнее. Из-за этого, кстати, может быть наоборот плохой сход, если чернила слишком жидкие или слишком густые. Густые — понятно почему, жидкие слишком быстро отекают от пишущего узла.

Для начинающего наклон доски может быть и меньше, чем 45°; опытному же исполнителю рекомендуется увеличивать наклон до 60°.
Непонятно. Профи пишут быстрее, следовательно сход с пера должен быть быстрее, но на 60° он медленнее.
Наклонную доску пюпитра можно при помощи петель прикрепить к обыкновенному столу; наклон ее регулируется при помощи подпорки. На правой стороне рисунка показаны пюпитры с нормальным, малым и большим наклоном и зависящий от этого наклон ручки. Тушь стекает с пера всего обильнее при малом наклоне пюпитра и всего медленнее при большом наклоне .
Варианты: конторка, планшет А3—А2, упертый нижним краем на колени, верхним на стол, настольный мольберт, этюдный ящик.

Бумага для шрифта и черновик положены на пюпитр под тесьму. Левая рука движется за пером и прижимает бумагу к столу.
Тесьма, бумага, пюпитр… морочно. Мы же как привыкли, положить тетрадочку как-нибудь и потом под неё изгибаться.
На практике несколько листов не попадала палкой в клетки, чувствую себя сильно глупо, пока не догадалась выровнять лист по краю доски, которая делает вид, что она пюпитр. Палка вписалась, спина выпрямилась.
Рука — рычаг, она физически не может повести линию сверху вних неровно. Если рычаг слабый, то будут “вибрации” в штрихе — волны, дрожание. Но если стабильно съезжает наклон, значит лист находится под неправильным углом по отношению к перу. Я стараюсь писать на коврике для нарезки, там хорошо видно как лежит лист. Думаю, бумага и тесьма, кроме собственно функций придерживания и защиты листа, помогают контролировать его правильное положение.
Бумага
Для написания шрифта надо выбирать гладкую, но не глянцевую (меловую) бумагу. Всевозможные сорта бумаги с тисненной и шероховатой поверхностью для упражнений в письме пером мало пригодны.Их можно употреблять лишь после того, как упражняющийся в шрифте успел уже приобрести нужные навыки в овладении пером.
Если перевести на язык современной действительности — это офисная и плотная тетрадная бумага, подробнее смотрите статьях:
- Разлиновки и сетки для каллиграфии
- Черный список материалов и инструментов
- Чем разметить чёрную бумагу
- Стартовый набор для Pilot Parallel Pen
- Разлиновка финальной работы
- Калька под тушь
- Чёрная бумага
Тушь
Пишут шрифт обычно черной тушью. Чертежная водоустойчивая тушь бывает часто слишком густой и быстро высыхает, поэтому ее разводят дистиллированной, кипяченой или дождевой водой. Хорошо служит для написания шрифта черная акварель, а для крупного шрифта — смесь акварели и гуаши. Холодный тон черной краски можно превратить в теплый, если прибавить к ней какую-нибудь коричневую. Приобретая необходимые навыки, можно употреблять и другие краски. Очень красив текст, написанный красками различных коричневых тонов. Выделить инициалы и отдельные декоративные строки можно красной краской. От слишком светлых красок следует при упражнении воздерживаться: когда нет резкого контраста между краской и бумагой, трудно контролировать начертание букв. Жидкие «золотая» и «серебряная» краски создают приятные эффекты, например, в инициалах, начальных строках и т. д. Но эти краски требуют гораздо большего навыка, чем всякие другие.
У каждого увлечения бывает кризис. Мой был месяцев через 8 после начала — перестала меня радовать каллиграфия. Спас положение цвет. Акварельные градиенты Parallel Pen были просто волшебно красивы. С тех пор я очень увлекаюсь всяческими экспериментами с красками. Подробнее:
- Цвета красок для One Stroke
- Стартовый набор для плоского пера
- Как починить тушь
- Чем заменить Finetec?
- Краски темперные, 6 цветов, 16 мл, Koh-I-Noor
- Краски для техники Двойного мазка (One Stroke Paiting)
Лучшей краской для выполнения скорописного шрифта считается китайская тушь. Она продается в виде палочек. Палочку не растворяют в воде, как акварель, а натирают в тигле с матовой или немного шероховатой стенкой. Вместо тигля можно использовать матовое стекло. Написанный китайской тушью шрифт по высыхании приобретает ровный бархатисто-черный цвет, он не стирается резинкой при удалении вспомогательных карандашных линий.
Даже довольно примитивная Школьная тушь даёт какую-то феерию серых оттенков — это очень красиво. Однако возни с пером больше. Не знаю как ведёт себя качественная тушь, но Школьная быстро подсыхает, если тушедержатель не снимается как в SpeedBall — это совсем неинтересно.
Упражнения
Орнамент
Чтобы приучиться правильно держать перо, полезно начать с орнаментальных упражнений. Рисунок орнамента только на первых порах можно размечать карандашом на бумаге в клетку. В дальнейшем от этого следует отказаться и писать только на чистой белой бумаге. Применять при письме линейку и циркуль также не рекомендуется; линейка употребляется только для проведения карандашом линий строк.
Немало здесь сломано гордыньки. Если скучно рисовать первый ряд, попробуйте с конца. Например, решетка в 6-й строке никогда не получится ровной, если косые палки из 1-й были прописаны для галочки. Здесь важно всё: равноудалённость, наклон пера, наклон штриха. Распечатайте первую строку орнаментов и пропишите по кальке — это очень поможет разобраться углом наклона и направлением пера. Для отрисовки подойдёт перо 2 мм: Leonardt Round №2, Speedball C3.
Жизнь сильно облегчит сетка — перо под углом 45° должно как раз делить квадрат по диагонали. Если всё время держать правильный угол, то со временем можно ровно прописать орнамент по неразлинованному листу, даже не отмечая высоту строки. Это такое свойство плоского пера — предсказуемость.
Тушь переносят из флакона в тушедержатель пера специальной палочкой. Наполнять перо тушью нужно умеренно; если перо переполнено краской, то все штрихи, особенно волосные, заметно утолщаются, трудно выписать чисто углы букв.

П р а в и л ь н о ! Перо опрятно очищено, тушь разведена в меру и стекает только на острый конец пера. Штрих пера чистый, контраст между тонкими и толстыми линиями нормальный

Н е п р а в и л ь н о ! Перо не очищено, тушь плохо стекает. Присохшая и свежая тушь вместе образуют на конце пера кашеобразную каплю, которая дает неравномерную линию случайного характера. То же получается и тогда, когда перо окунают в тушь, вместо того, чтобы наносить тушь под тушедержатель пера
Да! Из-за обмакивания, например, невозможно писать гуашью — пигмент будет зажирнять перо. Также плакатное перо даёт очень жирную линию, если не наносить тушь/краску кисточкой.
Нельзя вести перо концом вперед, т. е. снизу вверх и справа налево.
Не то, чтобы нельзя — неестественно.
Каждую линию надо проводить за один прием; проводить новую линию для исправления уже написанной не рекомендуется.
Будут грязные наплывы, на плохой бумаге — дырки.
Все соединяющиеся линии должны аккуратно соприкасаться. Это особенно важно в округлых знаках, где много сопряжений дугообразных штрихов.

Н е п р а в и л ь н о !
1 — буквы «а» в местах соединения штрихов ужирнились. Это нарушает равномерность картины шрифта;
2 — соединительные штрихи букв сопряжены неаккуратно; возникшая «ступенчатость» делает картину шрифта неспокойной;
3 — округлые штрихи выведены остроконечными. Шрифт стал угловатым, удобочитаемость понизилась.

На рисунке видно, как ширококонечное перо при различном наклоне к линии строки дает штрихи различной толщины. Эти различия в толщине штрихов зависят также и от угла среза пера. Чтобы обеспечить одинаковые соотношения штрихов во всех буквах, сохранить, как говорят, логику ширококонечного пера, необходимо держать перо во время письма под одним и тем же углом наклона. Когда пишущий изменяет положение инструмента в руке, он тем самым изменяет и соотношение толщины штрихов. При этом искажается рисунок букв и ритм шрифта. Такая ошибка очень часто наблюдается у начинающих художников, на это следует обращать особое внимание.
Угу. Наблюдается. Поэтому так важно добиться хороших орнаментов. Здесь нарушение симметрии очевидно, то что легко простится себе в буквах, в орнаментах слишком заметно.
Опытный художник меняет положение пера при письме только в редких случаях, в менее существенных элементах букв.

Вверху — буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота
пера). Внизу — (рекомендуется) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных штрихов
Такую технику письма, с изменением положения пера, можно рассматривать как рисование ширококонечным пером.
Фрактура, уставы.
Алфавит
Кроме орнаментальных упражнений, мы предлагаем выполнить пером шрифт антиквы. В процессе обучения этот шрифт нужно писать так же крупно, как на приведенной иллюстрации.

Очень хороший шрифт — лёгкий и красивый. Последующие стили рекомендуется изучать в том же порядке. Разбивая на дукты (штрихи) по образцу.
Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание.
Семченко считает, что если буква без изменений повторена 5 раз, то можно считать её усвоеной. П.П.Чобитько рекомендует прописывать буквы не менее 60 раз — это лист А4, примерно.
Упражнения начинаем с букв 1-й группы, состоящих только из вертикальных и горизонтальных штрихов — Г Е Н П Т Ц Ш Щ !
Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий — А Ж И К М Х 1 4
За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми — Б В Д Ж К Л Р У Ф Ч Ы Я 2 5 6 7 9
4-й группой пишем круглые буквы — 3 О С Э Ю ? 8
После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

Три основных приема при работе ширококонечным пером (для большей наглядности приводится перо с прямым срезом):
- 1 — ручку держат параллельно левому краю бумаги (все вертикальные линии — толстые, горизонтальные — тонкие);
- 2 — ручку держат параллельно верхнему краю бумаги (все вертикальные линии — тонкие, горизонтальные — толстые);
- 3 — ручку держат под наклоном примерно в 45° (вертикальные линии — толстые, толщина горизонтальных — около половины вертикальных), такой прием употребляется чаще всего.

Для лучшего контроля толщины штриха, проведенного ширококонечным пером, иногда рекомендуется писать двумя связанными карандашами. Так яснее видны изменения толщины штриха ширококонечного пера
Текст
Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разнообразия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размера; прозаический текст чередовать со стихотворными.
Вот здесь самое время подключить понравившийся стиль, лучше всего италик. Разбиваем алфавит на дукты, прописываем, как антикву и переходим к рекомендованным словам и словосочетаниям. Здесь важно научиться держать межбуквенный ритм. Буква сама по себе не живёт, все идеальные формы рассыпятся под воздействием соседних букв и связок. Поэтому не пугаемся, просто пользуемся мудрым советом опытного каллиграфа и пишем красиво именно эти слова. Своим любимым стилем. Это не образец для копирования — это шаблон.

со связанными буквами

со связанными буквами

со связанными и несвязанными буквами

с несвязанными буквами
Копирование
Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала не обязательно.
Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяются с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первоначальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера.
Многие начинающие слишком поспешно переходят от первоначальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается еще неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.
Свой стиль
Лишь после длительной тренировки, когда выполнение общеизвестных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее — он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразование какого-нибудь известного стиля без коренного его изменения.
Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характернейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие — хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля — понятие относительное, требующее меры.
Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте — наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность.
Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.
Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью.
То же самое относится и к шрифту со слишком узкими межстрочными
промежутками.
Композиция шрифта более подробно рассмотрена в главе IV.
Некоторые приемы работы ширококонечным пером можно увидеть на иллюстрациях к исторической части книги, но навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.


Виллу Тоотс. Современный шрифт. — 1966 — С. 67-79