Для превосходного почерка очень важны две вещи. Это осмысление и исполнение. Рука не может хорошо выполнять то, что не воспринято умом.
Zaner, C. P. Lessons in Ornamental Penmanship, p. 8;
Современный каллиграф Марсель фон Малтит высказался еще прямее:
Вы можете учить и тренировать свои мышцы только тому, что Ваш ум уже понимает. Все остальное — это метод проб и ошибок.
Marcel von Maltit. The Study of Form: An Analysis of Historical Exemplars
Следовательно, когда мы покупаем перо и тут же кидаемся на буквы, буквы получаются сильно удивлёнными. Каждый элемент требует сознательного изучения. Занер в своих пособиях часто упоминает, что форма должна изучена так, чтобы, закрыв глаза, мы чётко её представляли. Как это делать? Не зубрить же буквы, в самом деле.
Содержание
Мультикодировка
Марсель фон Малтит в своей статье предлагает задействовать как можно больше каналов восприятия. Он называет это «мультикодировка» (multi-codality ). Это означает, что что-то кодируется всеми возможными способами. Например, кулинарный рецепт, может быть воспринят с помощью описания, фотографий или видеоролика. Все эти способы содержат примерно одинаковую информацию, но кодируют её разными способами. Так и мы должны «кодировать» буквы в своём сознании как можно более разнообразно:
- Рассматривать.
- Критически осмыслять — разбирать на элементы.
- Описывать словами.
- Зарисовывать карандашом.
- Прописывать по прописям сухим пером.
- Повторять дукты по прописям обратной стороной держателя (обычно он острый).

Пройдёмся по пунктам.
Буквы красивы. Они вызывают ассоциации, эстетическое ощущение, отзвук в душе — всё это желательно осознавать. Например, мне кажется, что «и» в спенсериан ужасно похожа на нос Муми-тролля, разве после этого можно не любить спенсериан?
Все стили письма основаны на немногих основных элементах. Умение видеть эти кирпичи позволит легко создавать свои шрифты и осваивать новые. Копперплейт — очень сложный шрифт, но в его основе буквально 5 элементов. Доведите их до совершенства и, как говорил Занер, «наиболее сложные станут легкими».
На первый взгляд, словесное описание — самый сложный пункт, но мы все его используем. Кто не шептал в уме или громче: «Вбок, нажать, вниз, дзык… » Чтобы сделать процесс более внятным, Марсель фон Малтит предлагает освоить нехитрую каллиграфическую терминологию.
Терминология
- Штрих — все линии, написанные пером.
- Основной штрих — первый штрих буквы, который ведётся вниз.
- Дукт — движение руки при письме, буква состоит из последовательности дуктов.
- Элемент — часто повторяющийся дукт в буквах одного стиля.
- Соединительный штрих — штрих, соединяющий две буквы.
- Высота строчной — высота буквы без выносных элементов.
- Высота прописной — высота на уровне прописной буквы.
- Выносные элементы — элементы буквы, выступающие за высоту строчной линии.
- Ширина одного пробела — ширина строчной буквы i.
- Основной угол наклона — это угол наклона основного штриха.
Теперь попробуем описать наше дзык:
Какой штрих? Это штрих вниз. Какой у него угол наклона? 55 градусов. Какая ширина? Половина пробела. Какая высота? Строчной. Он изгибается? Нет, это основной штрих. Он нажимный? Да. Нажим равномерный? Да. Как он начинается? С квадрата. Как он заканчивается? Квадратом. Куда нужно раскрывать перо, чтобы получить верхний квадрат? Справа налево. Чтобы нижний? Также справа налево.
Последние три пункта «кодировки» направлены на синхронизацию восприятия и мышечной памяти.
Карандаш пластичен, зарисовка позволит увидеть нюансы, которые скроет неумелый штрих. Примерно по тому же принципу действует сухое перо. Под ним хорошо видно букву, начало и конец поворота, толщину нажимного штриха. К тому же нарабатывается нужная моторика.
Проход держателем по дуктам больше направлен на осознанное движение. Обычно нам слишком мешает форма букв. Чтобы проследить мышцы руки нужно немного абстрагироваться от формы и просто отследить какие мышцы задействованы при письме. Например, в американском курсиве (спенсериан, орнаментальное и деловое письмо) работает вся рука, в английском курсиве — пальцы, в вязи — рука, плечо и спина. Если всё перепутать, то будет очень неровно.
Тезисы Занера
Всё сказанное и чуть больше содержат Тезисы Занера, которые он предлагает в пособии по американскому деловому письму. Это та программа минимум, которая позволит добиться успеха в кратчайшие сроки. С каждым возвращением из «страны далече» проб и ошибок я осознаю их правоту всё очевиднее.
1. Критически изучите форму, которую нужно практиковать, посмотрите, сколько поворотов, углов и петель она содержит; как широка и высока; как наклонена и т. д. Постарайтесь так запечатлеть форму в уме, чтобы вы могли ясно видеть её с закрытыми глазами.
2. Медленно повторите все дукты буквы пером без чернил. Это поможет создать ясное представление и чёткое понимание того, как строится буква.
3. Практикуйте упражнения для развития свободного движения руки, пока не будет очевидного улучшения, даже если это займет сто листов бумаги. Затем переходите к букве, слову или предложению.
4. Критикуйте свою практику очень тщательно, уделяя достаточно времени, чтобы найти основную ошибку и решить, как ее исправить. Затем попытайтесь преодолеть этот недостаток, приобрести правильный режим и сформировать правильную привычку.
5. Старайтесь уделять определенное количество времени каждый день, чтобы улучшить свой почерк.
6. Пишите всё с такой тщательностью, с какой позволит время, ибо, в конце концов, внимание — это первая, основная, очевидна и существенная необходимость для хорошего письма.
Zaner, C. P. The arm movement method of rapid writing; версия для печати