Для превосходного почерка очень важны две вещи. Это осмысление и исполнение. Рука не может хорошо выполнять то, что не воспринято умом.

Zaner, C. P. Lessons in Ornamental Penmanship, p. 8;

Современный каллиграф Марсель фон Малтит высказался еще прямее:

Вы можете учить и тренировать свои мышцы только тому, что Ваш ум уже понимает. Все остальное — это метод проб и ошибок.

Marcel von Maltit. The Study of Form: An Analysis of Historical Exemplars

Следовательно, когда мы покупаем перо и тут же кидаемся на буквы, буквы получаются сильно удивлёнными. Каждый элемент требует сознательного изучения. Занер в своих пособиях часто упоминает, что форма должна изучена так, чтобы, закрыв глаза, мы чётко её представляли. Как это делать? Не зубрить же буквы, в самом деле.

Мультикодировка

Марсель фон Малтит в своей статье предлагает задействовать как можно больше каналов восприятия. Он называет это «мультикодировка» (multi-codality ). Это означает, что что-то кодируется всеми возможными способами. Например, кулинарный рецепт, может быть воспринят с помощью описания, фотографий или видеоролика. Все эти способы содержат примерно одинаковую информацию, но кодируют её разными способами. Так и мы должны «кодировать» буквы в своём сознании как можно более разнообразно:

  1. Рассматривать.
  2. Критически осмыслять — разбирать на элементы.
  3. Описывать словами.
  4. Зарисовывать карандашом.
  5. Прописывать по прописям сухим пером.
  6. Повторять дукты по прописям обратной стороной держателя (обычно он острый).

Пройдёмся по пунктам.

Буквы красивы. Они вызывают ассоциации, эстетическое ощущение, отзвук в душе — всё это желательно осознавать. Например, мне кажется, что «и» в спенсериан ужасно похожа на нос Муми-тролля, разве после этого можно не любить спенсериан?

Все стили письма основаны на немногих основных элементах. Умение видеть эти кирпичи позволит легко создавать свои шрифты и осваивать новые. Копперплейт — очень сложный шрифт, но в его основе буквально 5 элементов. Доведите их до совершенства и, как говорил Занер, «наиболее сложные станут легкими».

На первый взгляд, словесное описание — самый сложный пункт, но мы все его используем. Кто не шептал в уме или громче: «Вбок, нажать, вниз, дзык… » Чтобы сделать процесс более внятным, Марсель фон Малтит предлагает освоить нехитрую каллиграфическую терминологию.

Терминология

  • Штрих — все линии, написанные пером.
  • Основной штрих — первый штрих буквы, который ведётся вниз.
  • Дукт — движение руки при письме, буква состоит из последовательности дуктов.
  • Элемент — часто повторяющийся дукт в буквах одного стиля.
  • Соединительный штрих — штрих, соединяющий две буквы.
  • Высота строчной — высота буквы без выносных элементов.
  • Высота прописной — высота на уровне прописной буквы.
  • Выносные элементы — элементы буквы, выступающие за высоту строчной линии.
  • Ширина одного пробела — ширина строчной буквы i.
  • Основной угол наклона — это угол наклона основного штриха.

Теперь попробуем описать наше дзык:

Какой штрих? Это штрих вниз. Какой у него угол наклона? 55 градусов. Какая ширина? Половина пробела. Какая высота? Строчной. Он изгибается? Нет, это основной штрих. Он нажимный? Да. Нажим равномерный? Да. Как он начинается? С квадрата. Как он заканчивается? Квадратом. Куда нужно раскрывать перо, чтобы получить верхний квадрат? Справа налево. Чтобы нижний? Также справа налево.

Узнали?

Последние три пункта «кодировки» направлены на синхронизацию восприятия и мышечной памяти.

Карандаш пластичен, зарисовка позволит увидеть нюансы, которые скроет неумелый штрих. Примерно по тому же принципу действует сухое перо. Под ним хорошо видно букву, начало и конец поворота, толщину нажимного штриха. К тому же нарабатывается нужная моторика.

Проход держателем по дуктам больше направлен на осознанное движение. Обычно нам слишком мешает форма букв. Чтобы проследить мышцы руки нужно немного абстрагироваться от формы и просто отследить какие мышцы задействованы при письме. Например, в американском курсиве (спенсериан, орнаментальное и деловое письмо) работает вся рука, в английском курсиве — пальцы, в вязи — рука, плечо и спина. Если всё перепутать, то будет очень неровно.


Тезисы Занера

Всё сказанное и чуть больше содержат Тезисы Занера, которые он предлагает в пособии по американскому деловому письму. Это та программа минимум, которая позволит добиться успеха в кратчайшие сроки. С каждым возвращением из «страны далече» проб и ошибок я осознаю их правоту всё очевиднее.

1. Критически изучите форму, которую нужно практиковать, посмотрите, сколько поворотов, углов и петель она содержит; как широка и высока; как наклонена и т. д. Постарайтесь так запечатлеть форму в уме, чтобы вы могли ясно видеть её с закрытыми глазами.

2. Медленно повторите все дукты буквы пером без чернил. Это поможет создать ясное представление и чёткое понимание того, как строится буква.

3. Практикуйте упражнения для развития свободного движения руки, пока не будет очевидного улучшения, даже если это займет сто листов бумаги. Затем переходите к букве, слову или предложению.

4. Критикуйте свою практику очень тщательно, уделяя достаточно времени, чтобы найти основную ошибку и решить, как ее исправить. Затем попытайтесь преодолеть этот недостаток, приобрести правильный режим и сформировать правильную привычку.

5. Старайтесь уделять определенное количество времени каждый день, чтобы улучшить свой почерк.

6. Пишите всё с такой тщательностью, с какой позволит время, ибо, в конце концов, внимание — это первая, основная, очевидна и существенная необходимость для хорошего письма.

Zaner, C. P. The arm movement method of rapid writing; версия для печати

Закрыть меню