Италик хорошая стартовая площадка для занятий каллиграфией. Всё, что в нём есть, было или до него, или после. Известный каллиграф, автор книги «Каллиграфия для всех» — Леонид Иванович Проненко пишет:

Мы на занятиях к школе «Мастер от А до Я» рисуем плавно все элементы, поскольку лишь изучив классику, можно добавлять экспрессию. Освоив основы, классические пропорции начинаешь понимать отклонения, улавливать нюансы. Мы все начинаем с классического итальянского курсива. В нем заложены все тонкости владения пером, если его постичь, все другие шрифты даются легче.

https://www.calligraphy-museum.com/news/news/intervu-s-leonidom-ivanovicem-pronenko

Инструменты и материалы

Италик разный. Он может быть острым и мягким, гигантским и мелким, почти готика и почти копперплейт. Соответственно выбирается размер пера.

Tom Gourdie. Calligraphic styles

Однако для начала обязательно понадобится крупное перо, чтобы видеть все огрехи. Выбирайте размеры близкие к 6 мм. Проще всего начинать с короля плоского пера — синего Pilot Parallel Pen. Если такое вложение не оправдывает степени Вашей увлеченности, то вполне подойдёт плакатное перо 6 мм. Самое подходящее перо для итальянского курсива — SpeedBall C, но оно очень капризное к материалам и явно не для начала.

Кстати, не старайтесь скупить все параллели, по факту, рабочих инструментов в серии только два. Синий подойдёт для любого «ширококонечного» стиля в период освоения букв. При переходе к текстам понадобятся нормальные перья.

Подборки бумаги и чернил для Parallel Pen и плакатного пера смотрите в соответствующих статьях.

Если не хотите мучиться со SpeedBall С, то используйте с ними чернила качества не ниже Pelican. Они, в свою очередь, достаточно капризны, понадобится хорошо впитывающая и гладкая бумага — Дубль А, например.

Пособия

В статье рассматривается формальный италик. Он пишется почти без отрыва от пера, но еще не имеет связок, как курсивный. Мы также рассмотрим руководства, где буква создаётся на классический манер — без движений пера снизу вверх и справа налево.

Основные пособия:

Как пишется почерковый итальянский курсив смотрим в видеороликах Рейнолда Ллойда и его книге, она распространяется свободно.

Italic Letters: Calligraphy & Handwriting доступно в старом издании фрагментарно. Полностью можно взять в библиотеке на archive.org. Это пособие о школьном италике, но он рассматривается постепенно от базового до почеркового.

Ken Brown покажет движения пера классического итальянского курсива и поможет нам по дуктам собрать кириллические буквы. Ориентировочно, смотрим образцы у Ирины Лебедевой и Юлии Барановой. Но помним, что италик разный, у Вас тоже будет свой.

У нас висит кормушка для синиц: коробочка, где наверху прикреплено сало, а внутри лежат семечки. Я как-то заметила, что абсолютно все синицы едят по-разному. При этом алгоритм общий: синица вспархивает на крышу, стучит по салу, потому слетает вниз, хватает семечку и делает крылья. Однако процессуально ни одна ни повторяется.

Байка

У итальянского курсива достаточно жёсткий алгоритм, но мы ничем не хуже синиц, и всё равно умудримся сделать по-своему, даже не стараясь.

Сетки

Подложка

Под стили со строгими пропорциями тренировочный лист необходимо размечать. Чаще всего используется шаблон, на котором хорошо видны все линии, если его подложить под другой лист. Такую подложку можно начертить самостоятельно или создать с помощью генератора сеток.

Я, например, пишу на бумаге класса А с двух сторон. Первый слой немного просвечивается, поэтому удобнее печатать разметку на листе, чем подкладывать шаблон.

Пропорции

У итальянского курсива достаточно чёткие пропорции: высота строчной буквы равна 5 перьям*, высота прописной — 7, выносные элементы** у Ллойда равны высоте буквы, но часто можно видеть работы, где выносной штрих заканчивается на уровне прописной буквы***.

Здесь и далее, если не указано другое, иллюстрации по Lloyd Reynolds. Italic Lettering, Calligraphy Handwriting: Completely Revised Handbook, 1963

*Указывается лесенкой из квадратов, каждый квадрат — один штрих пером.
** Хвосты у букв b, g и цифры 6.
*** А

Наклон текста

Угол наклона текста 5°. Это совсем небольшой наклон, достаточно немного повернуть лист как на иллюстрации ниже.

Ориентация листа для левшей и правшей из книги Eleanor Winters «Italic and Copperplate Calligraphy».

Попишите прямые по сетке, чтобы привыкнуть к наклону. Рука должна работать как рычаг, если не попадаете в сетку, значит лист лежит не под тем углом. Покрутите 🙂

Генератор

Зная высоту буквы и наклон текста, Вы можете сами создавать сетки с помощью сайтов. На мой взгляд самый гибкий генератор находится на calligraphypaper.appspot.com. Благодаря ему можно экономнее использовать бумагу, создавая разлиновку под задачи, например:

Орнаменты

Все каллиграфы рекомендуют начинать изучать буквы с тренировочных упражнений:

Довольно захватывающее занятие, если не халтурить. На потернах очень быстро приходит понимание как придавать штриху нужную форму, держать перо, ориентировать лист. От последнего зависит осанка. Мы часто изгибаемся под лист, как будто он прибит, то же бывает со светом.

Прямая спина — это не только сохранённое зрение, но и красивые буквы. Вспоминается Гермиона с её приоритетами… Механизм прост: изгибаемся мы обычно в левую сторону, частично опираясь на правую руку. Зажатая рука никогда не даст хороший штрих. Держать вес тела и вести линию — слишком много работы.

Строчные

Наклон пера

Еще одна причина начинать с италика — здесь самый удобный наклон пера — 45°. Поставьте перо как в квадрате на иллюстрации и нарисуйте крест. Если линии получились одинаковой толщины, то всё правильно. Пропишите такими крестиками несколько рядов, пока не почувствуете уверенность.

В видео показано как первое время контролировать угол наклона пера.

Разветвление

Рейнольд Ллойд разделяет строчные на те, которые пишут без отрыва пера — single stroke, и с отрывом — double stroke. Первых довольно много, поэтому хорошо, если чернила чуть прозрачные, тогда будут видны отклонения. К тому же хорошо сделанное наложение слоёв смотрится очень красиво.

Очень важна линия разветвления — branching line. Она проходит на уровне половины высоты буквы. Здесь соединительный штрих начинает отходить от основного. Чтобы точно определить центр, поначалу можно использовать специальную сетку.

В этом фрагменте из 1-ого эпизода Ллойд пишет буквы N, U и A, здесь хорошо видно разветвление.

Lloyd Reynolds’ Italic Calligraphy & Handwriting: Episode 1, фрагмент
Оригинал https://youtu.be/v22dewR4izg

В классическом итальянском курсиве буква пишется с отрывом от пера, если необходимо сделать движение снизу вверх или справа налево. Как мы видели в фильме Кена Брауна:

Ken Brown. The Ken Brown Calligraphy Handbook. — Paperback, 1991

Группы

В пособии Инги и Барбары буквы даны по группам — фамилиям. Добавим сюда кириллицу и получим последовательность для прописей. Я поменяла местами группы 2 и 8, в классическом италике они пишутся достаточно сложно. Ллойд также предлагает изучать w, x, z последними.

  1. i j l
  2. f t — н
  3. h m n r — m n
  4. u — u й ш щ ч
  5. a d g q — a g
  6. b p — б в ф ь ы ь
  7. o e c s — o e c ю
  8. k v w x z у — к ж у х
  9. л м я
  10. r э з

Дукты

Последовательность написания штрихов латинских букв смотрим в пособии Ллойда, кириллических — у наших каллиграфов.

Масштаб для печати 165 %, ширина пера 2.5 мм, походит зелёный Parallel Pen

Заметьте как ориентирована центральная ось в буквах v, w, y, и где начинается горизонтальный штрих у f и t.


Заметим, что версии Юлии Барановой и Ирины Лебедевой — только варианты. Есть еще минимум два способа написания Ж: обратное C+K и X + вертикальный штрих. Три способа для Л и М, пара для Я, в общем, экспериментируйте, но угол наклона пера должен быть 45.

Вес белого

Итальянский курсив — сама пропорция и симметрия. Внутреннее белое пространство букв (1) a, g, p и (2) n, u должно быть одинаковым настолько, что при наложении должно совпасть. То же касается треугольников после разветвления (3), они должны быть одинаковыми во всех этих и подобных буквах. кспрессия — сильно потом. Чтобы ломать, нужно построить.

Зеркало

Хорошее упражнение для отработки «массы» — прописывать рядом зеркальные буквы: пи шm вg эс pd, переворачивать лист и проверять, одинаково ли смотрятся буквы.

Интервал

Расстояние между буквами. Ничего лучше этой картинки не знаю, хотя «шире всех», «нормально» и «уже всех» 【ШНУ】- довольно относительные понятия, но с этим можно только смириться. За основу берется расстояние, образуемое одной засечкой, обычно равно i. Сочетание двух штрихов пишется шире (засечка удлиняется), два полукружия — уже. Расстояние между словами равно строчной букве о. «Сколько точно в граммах» выясняется на бумаге пером.

Ken Brown. The Ken Brown Calligraphy Handbook. — Paperback, 1991
Сочетания ШНУ-букв

Буквы: и, й, ц, у, ш, щ, х, ъ, ф, ы, а, п, р, л, д, ж, я, ч, м, т, ь, б, ю; w, r, t, y, u, i, p, a, d, f, g, j, z, x, v, n, m — имеют естественный интервал в виде засечки.

Кириллица

  1. gб, gв;
  2. ив, иб, gа, тив, тиб, пив, пиб;
  3. ое, эс, фg, бф, вф, оф, эф, ьо, ье.

Слова

1) н 3) тп 4) ийшщч 5) ад
ад ай да ин на ни па щи инд дип пан тип над наш чад чан чин шип щит
анти апаш дата дина идиш папа ниша паша пиит пища тина чаша чаща шина апачи панда панна пинта тайна шипит

6) брвфьыь 7) оесю
бы во вы её об се юс бор вес все ось рев ров рыб сев сор сыр
бобр босс бюро веер весы ворс высь овес ревю сбор срыв форс
бобер бровь брысь ввысь верфь вовсе вовсю выбор ересь обрыв особь ребро север сербы собор сырье юрьев

8) куж 9) лмя 10) гэз
гм ум эк ял
гуж гул жук жэк кум луг муж мул угу эму
гугу лязг муляж

Панграммы

И, наконец всё вместе, конечно, в панграммах:

  • В чащах юга жил-был цитрус… — да, но фальшивый экземпляр!
  • Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц.
  • Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей [же] чаю.
  • Юный директор целиком сжевал весь объём продукции фундука (товара дефицитного и деликатесного), идя энергично через хрустящий камыш.
  • Обдав его удушающей пылью, множество ярких фаэтонов исчезло из цирка.
  • Флегматичная эта верблюдица жует у подъезда засыхающий горький шиповник.
  • The quick brown fox jumps over the lazy dog.
  • Just work for improved basic techniques to maximize your typing skill.

Прописные (простые)

Прописные буквы италика — это такой скорописный капслок. Они часто вводятся для контраста в надписях острым пером, цитатах, подписях — везде, где нужно выделить текст. Не пренебрегайте прописными, аукнется беспомощностью композиции.

В этой статье показаны самые простые формы. Мне известно еще три типа прописных букв, используемых в итальянском курсиве, не считая каделей. Однако, это отдельная тема.

Группы

Рейнольд Ллойд распределяет прописные буквы на три группы, где ширина равна:

  1. высоте, 7.5 перьев: O C D G Q
  2. 4/5 высоты, 6 перьев: H A N T U V X Y Y Z K
  3. 1/2 высоты, 4 пера: B E F J P L R S
  4. или больше высоты, 7 перьев+: M W
Масштаб для печати 165 %, ширина пера 2.5 мм, походит зелёный Parallel Pen

С кириллицей сложнее, она достаточно вариативна, ширина буквы может быть разной. Например, у Виллу Тоотса три варианта М, один из которых равен К. Всё же попробуем распределить по ширине:

  1. О С Э — O C D G Q
  2. Н П Ц И Т Ч К У А Л Х — H A N T U V X Y Y Z K
  3. Г Е В Б Р Я — B E F J P L R S
  4. М Ж Д Ю Ф Ш Щ — M W

Здесь главное, «гармонию алгеброй поверять» не увлекаясь. Особенно — это касается первой и последней группы. Здесь многое зависит от впечатления, которое производит получившаяся буква. Если она лучше выглядит чуть уже или чуть шире, чем полагается, то и хорошо.

В группах по Виллу Тоотсу буквы распределены по типу штрихов:

  • Г Е Н П Т Ц Ш Щ — вертикальные и горизонтальные
  • А Ж И К М Х — вертикальные, горизонтальные и наклонные
  • Б В Д Ж К Л Р У Ф Ч Ы Я — прямые + округлые
  • 3 О С Э Ю — круглые буквы

Стыки

Нужно следить за соединительными штрихами, они должны не соприкасаться, а накладываться друг на друга.

Засечек и росчерков в простых прописных нет. Немного грустно, но зато быстрее к текстам приступим.

Тренировка

Любите капслок? Значит будем учиться его готовить.

  • Первое — это прописать все буквы минимум 60 раз каждую.
  • Затем потренироваться на сочетаниях, начинающихся с полукруга и прямой. Помним про шире, нормально, уже.
  • Далее тренируем слова всеми прописными, акцентируясь на буквах, которые представляют трудности. Здесь поможет генератор.
  • И наконец, пишем города, чтобы не забыть строчные.

Цифры

Ничего сложного. Можно было бы тренировать вместе со строчными. Но здесь есть игра с размерами, поэтому лучше отрабатывать в тексте. Например, адреса прописать всех знаемых и малознаемых.

Тексты

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разно­образия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размера; прозаический текст чередовать со стихо­творными.

Виллу Тоотс. Современный шрифт. Упражнения для плоского пера

Мне показались очень интересными азбуки «Родное слово» Н.С.Ушинского и «Наглядный букварь» Н.В.Тулупова. Тексты простые, короткие; буквы повторяются многократно; проза перемежается стишками и поговорками. Правда, обе книжки в царской орфографии.

Прописи

Чаще всего меня спрашивают о прописях. Смысл? Для освоения буквы необходимо прописать её минимум 60 раз, какая пропись предоставляет столько места для тренировки? У всех есть принтер, можно напечатать образец и тренироваться сначала по кальке 40 мкг/м2, затем переходить на лист. Дешево, эффективно, много места.

Недостаток есть. Нельзя, дописав последнюю страницу, закрыть книжку и сказать себе: «Молодца!». Ну вот так…


Канцеляреска

Более изящный вариант итальянского курсива — концеляреска. В нем используются засечки и любимые всеми росчерки. Эти украшения добавляют письму изящества и пластичности, но требуют хорошего навыка владения пером. Всё постепенно.

Вдохновение

Закрыть меню